Региональные аэропорты могут иметь одну взлетно-посадочную полосу (ВПП), а международные — от двух до семи ВПП.
Длина ВПП зависит от веса принимаемых самолетов. Крупные воздушные суда, такие как Boeing 747 или Airbus A380, требуют ВПП длиной не менее 3300 метров.
Как рассчитывают взлетно посадочную полосу?
Требуемая Взлетно-Посадочная Дистанция (ВППД) рассчитывается как сумма двух составляющих:
- Длина воздушного участка от пролета торца ВПП на высоте 15 м до касания;
- Дистанция пробега до полной остановки.
ВППД определяется по графикам и номограммам Руководства по Летной Эксплуатации (РЛЭ) с учетом:
- Массы и конфигурации самолета;
- Метеоусловий (скорость и направление ветра, температура воздуха).
Ключевые факторы, влияющие на ВППД:
- Тип воздушного судна: большие самолеты требуют более длинных ВПП из-за их большей массы и скорости;
- Загрузка: чем тяжелее самолет, тем длиннее необходимая ВППД;
- Конфигурация: выпущенные закрылки и шасси увеличивают сопротивление и сокращают дистанцию пробега;
- Погода: встречный ветер сокращает, а попутный увеличивает ВППД; высокая температура повышает требуемую длину пробега.
Сколько должна быть взлетная полоса?
Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) зависит от следующих факторов:
- Класс аэродрома
- Взлетные характеристики воздушного судна
- Атмосферные условия
- Географические особенности местности
Согласно классификации ИКАО, минимальная длина ВПП для различных классов аэродромов составляет:
- Вне класса: 3500–4000 м
- 1-й класс: 3000–3200 м
- 2-й класс: 2000–2700 м
- 3-й класс: 1500–1800 м
- 4-й класс: 600–1200 м
Кроме того, следует учитывать:
- Для укороченных взлетов и посадок (STOL) требуется более короткая ВПП.
- В местах с высокой плотностью воздуха (например, в высокогорье) требуется более длинная ВПП.
- Ветер может влиять на длину ВПП, необходимую для безопасной эксплуатации.
- Крутые склоны или препятствия вблизи ВПП могут потребовать дополнительной длины.
Что означают цифры на взлетной полосе?
На взлетно-посадочной полосе (ВПП) цифры указывают на градус отклонения от магнитного полюса, а не номер полосы.
Разброс чисел находится в диапазоне от 0 до 36, и для обеспечения большей заметности на светлом покрытии цифры часто обводят черной краской.
Какие бывают взлетные полосы?
Классификация взлетно-посадочных полос
- Независимые: могут использоваться одновременно, не пересекаясь.
- Зависимые: расположены параллельно и имеют ограничения на одновременное использование.
- Специализированные: предназначены для конкретных типов самолетов или операций.
- Активные: используются для взлетов и посадок.
Как нумеруются взлетные полосы?
Взлетно-посадочные полосы (ВПП) нумеруются в соответствии с магнитным курсом, по которому они имеют направление.
- Магнитный курс — это направление, указываемое в градусах от магнитного севера. Оно отличается от истинного курса, учитывающего географический север, из-за отклонения магнитного поля Земли.
- Цифры в номере ВПП соответствуют последним двум цифрам магнитного курса, округлённого до ближайшей десятки.
- Например, ВПП с магнитным курсом 115° имеет номер 11, а ВПП с курсом 295° — номер 29.
Маркированный номер ВПП состоит из двух цифр, соответствующих курсу каждой стороны полосы. Так, ВПП аэропорта «Минеральные Воды» расположена по курсу 115° с одной стороны и 295° с другой, поэтому ее маркированный номер — 11/29.
Для обеспечения безопасной посадки воздушного судна ВПП оснащается светосигнальным оборудованием, которое включает:
- Огни приближения и дальнего захода на посадку
- Огни ближнего захода на посадку
- Огни бокового выравнивания
- Огни посадочной полосы
- Огни рулежных дорожек
Сколько длинной взлетная полоса?
Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) зависит от класса аэродрома:
- Вне класса: 3500-4000 м
- 1-й класс: 3000-3200 м
- 2-й класс: 2000-2700 м
- 3-й класс: 1500-1800 м
- 4-й класс: 600-1200 м
Что означает номер взлетно посадочной полосы?
Если говорить простыми словами, это курс посадки авиалайнера. К примеру, если посадочный курс 150 градусов, то на ВПП будет нанесено число 15. Но, если число округляется до однозначного, то согласно международным стандартам спереди ставится ноль. К примеру, берем 80 градусов, в результате округления получается 8.