Широкая колея в России стала частью оборонительной стратегии в эпоху наполеоновских войн.
Уникальная ширина колеи (1520 мм) затрудняла передвижение войск противника по территории России, создавая препятствие на пути их вторжения и пополнения ресурсов.
- Таким образом, это решение обеспечило дополнительную защиту страны от потенциальных захватчиков.
- Примечание: Первый участок железной дороги в России был открыт в 1837 году.
Почему разная колея?
При строительстве первых железных дорог в Великобритании не было единого стандарта ширины колеи.
- В 1833 году инженер Изембард Кингдом Брунель предложил строить Большую Западную железную дорогу с шириной колеи 7 футов (2135 мм), считая, что это обеспечит более высокую скорость движения.
- Параллельно с этим другие компании строили дороги с колеей шириной 4 фута 8,5 дюйма (1435 мм), что впоследствии стало общепринятым стандартом для большинства железных дорог в мире.
Использование разной колеи приводило к техническим проблемам и задержкам, когда поездам приходилось переходить с одной колеи на другую. Чтобы решить эту проблему, в 1846 году был принят Закон о ширине колеи, который предписывал стандартную ширину колеи 4 фута 8,5 дюйма для всех вновь строящихся линий.
Несмотря на это, Большая Западная железная дорога сохраняла свою широкую колею до 1892 года, когда она была перестроена на стандартную ширину. Таким образом, в Великобритании еще долгое время сосуществовали две разные колеи, что являлось уникальной и примечательной особенностью британской железнодорожной сети.
Какой размер колеи у железнодорожного пути нормальной колеи?
Колея является одним из основных параметров железнодорожного пути, определяющим расстояние между внутренними гранями головок рельсов. Ширина колеи различается в зависимости от вида железнодорожной системы.
- Нормальная колея (1435 мм): наиболее распространенный стандарт колеи, используемый в большинстве стран мира, в том числе в России.
- Широкая колея (более 1435 мм): применяется в некоторых странах, например, в Испании (1668 мм), Португалии (1665 мм) и Индии (1676 мм).
- Узкая колея (менее 1435 мм): используется на второстепенных и промышленных железных дорогах, а также в некоторых горных районах. Ширина узкой колеи может варьироваться от 600 до 1067 мм.
Выбор ширины колеи обусловлен различными факторами, такими как:
- Интенсивность грузовых и пассажирских перевозок
- Топография местности
- Доступность материалов и ресурсов
- Совместимость с существующей железнодорожной инфраструктурой
Почему образуется колея на дороге?
Образование колейности на дорогах обусловлено комплексом механических и физико-химических процессов, происходящих в дорожной конструкции под воздействием транспортных нагрузок.
Основные причины колейности:
- Остаточные деформации в слоях дорожной одежды и верхнем дорожном слое (так называемая пластическая колея).
- Излом и трещинообразование в асфальтобетонном покрытии под действием динамических нагрузок.
- Дополнительная информация:
- На накопление остаточных деформаций существенно влияет температура дорожного покрытия. При высоких температурах сопротивление материалов дорожной одежды снижается, что приводит к более интенсивной колейности.
- Тип транспортных средств также влияет на характер колейности. Тяжелые грузовые автомобили оказывают большее воздействие на дорожное покрытие по сравнению с легковыми автомобилями.
- Качество укладки и используемых материалов является одним из определяющих факторов стойкости дорожного покрытия к колейности.
- Своевременный ремонт и содержание дороги позволяет предотвратить или замедлить образование колейности.
Какая допустимая колея на дороге?
В соответствии с Регламентом эксплуатации Росавтодора, предельно допустимая колея в плотно уплотненном снежном покрове не должна превышать 3 см.
- Важно поддерживать дорожное покрытие в надлежащем состоянии, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения
- Излишняя колея может стать причиной дорожно-транспортных происшествий
- Своевременное устранение колеи помогает продлить срок службы дорожного полотна
Что такое рельсовая колея?
Рельсовая колея представляет собой два параллельных рельса, расположенных на заданном расстоянии друг от друга и прикрепленных к шпалам с помощью рельсовых скреплений. Эта конструкция образует основу железнодорожного пути.
Ниже приведены важные характеристики железнодорожной колеи:
- Ширина колеи — расстояние между внутренними гранями рельсов, которое варьируется в зависимости от страны или региона.
- Профиль рельса — поперечное сечение рельса, определяющее его прочность, устойчивость и контакт с колесами поездов.
- Тип скрепления — метод крепления рельсов к шпалам, влияющий на безопасность, долговечность и техническое обслуживание пути.
- Радиус кривизны — степень кривизны колеи, обусловленная топографией местности или конструктивными требованиями.
Правильная конструкция и обслуживание железнодорожной колеи имеют решающее значение для обеспечения безопасности, скорости и эффективности железнодорожных перевозок.
Как Поезда переходят на другую колею?
Переводное устройство в железных дорогах обеспечивает переход колесных пар подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой с другой шириной колеи.
Принцип действия:
- Колесоподъемный механизм приподнимает колесные блоки над уровнем головки рельса.
- Замки колесных пар размыкаются.
- Колеса по специальным направляющим перемещаются на колею другой ширины.
- Замки снова блокируют колеса в новом положении.
- Существуют различные типы переводных устройств, используемых в зависимости от технических характеристик железных дорог.