Паровоз — это автономный локомотив, приводимый в движение паровой машиной.
- Использует пар в качестве источника энергии.
- Не зависит от внешних источников питания.
Когда появились паровые поезда?
Зарождение паровой тяги:
- 1804: Первый паровоз построен Ричардом Тревитиком.
- 1815: Джордж Стефенсон создал эффективную модель паровоза.
- Середина 1820-х годов: Появление первых общественных железных дорог с паровозной тягой в Британии (1825) и США (1830).
- 1835: Железные дороги на паровозной тяге начинают функционировать в Германии.
Как работали паровозы?
Принцип работы паровоза В котле паровоза происходит парообразование за счет сжигания топлива. Затем пар высокого давления многократно циркулирует по системе трубок пароперегревателя, увеличивая свою температуру и давление. Для управления паровозом машинист должен обладать высокой квалификацией. Это связано с необходимостью постоянного регулирования подачи топлива, воды и воздуха для поддержания оптимальных параметров парообразования. Управление тяговыми параметрами также зависит от рельефа местности. На спуске машинист открывает парораспределительное устройство, что приводит к увеличению тягового усилия. На подъёме требуется увеличение давления в котле и снижение расхода пара, для чего используются специальные устройства, такие как инжекторы и дутьевые вентиляторы. Важными показателями работы паровоза являются: * Мощность (от 1000 до 10000 лошадиных сил) * Давление пара (до 20 атмосфер) * Температура пара (до 600°С) * Скорость (до 160 км/ч)
Сколько нужно угля для паровоза?
Потребление угля прямо пропорционально составу, который тянет паровоз:
- Для состава весом 2 000 тонн расход составляет 4 тонны угля в час.
- Для показательных катаний потребление снижается до около 250 килограммов в час.
Управление паровозом более сложное, чем управление тепловозом, поскольку требует:
- Умения поддерживать оптимальное паровое давление в котле.
- Точной регулировки подачи топлива и воды в топку.
- Использования специальных методов для запуска и остановки паровоза.
Где хранится уголь в паровозе?
В паровозе уголь хранится в специальном тендере — отдельном железнодорожном вагоне, соединенном с локомотивом. Тендер обеспечивает:
- Хранение запасов топлива (угля, дров, мазута)
- Транспортировку воды для парогенерации
- Размещение смазочных материалов, инструмента и рабочего инвентаря
Конструкция тендеров различается в зависимости от типа паровоза. Они могут быть одно- или двухосные, с жесткой или подпружиненной рамой. Вместимость тендера для хранения угля может достигать нескольких тонн, что обеспечивает длительную автономность работы паровоза. В исторической перспективе тендеры сыграли важную роль в развитии железнодорожного транспорта. Они позволили увеличить радиус действия паровозов, устранив необходимость частых остановок для пополнения запасов топлива и воды. Сегодня тендеры постепенно выходят из употребления, поскольку на смену паровым локомотивам пришли более современные виды железнодорожной техники.
На чем возят уголь?
Для перевозки угля применяются специализированные самосвалы-полуприцепы с боковой выгрузкой.
Эти транспортные средства отличаются:
- Высокой прочностью и износостойкостью;
- Большой грузоподъемностью (до 30 тонн);
- Удобством маневрирования и выгрузки в ограниченном пространстве.
В зависимости от типа груза и условий перевозки используются полуприцепы с разными:
- Объемами кузова;
- Типами днища (горизонтальное, наклонное);
- Системы выгрузки (поворотный, раздвижной).
Для доставки угля на предприятия и для частных перевозок используются полуприцепы вместимостью от 5 до 30 тонн.
Каким углем топят паровозы?
Паровозы питались низкосортным углем, который отличался плохим горением и вредил котлу изгарью, уносом и мелочью. Для обеспечения необходимого количества такого угля требовалось открывать множество шахт. Примером служат бурые угли из подмосковного бассейна, которые паровозники называли «Москва».