Критические зазоры в стыковых соединениях рельсов
- Зазоры более 35 мм недопустимы и требуют немедленного закрытия движения.
- Зазоры более 20 мм приводят к срезу болтов и ограничению скорости движения поездов.
- Поддержание допустимых зазоров (менее 20 мм) обеспечивает безопасное и бесперебойное движение поездов.
Сколько должен составлять зазор между торцами рельсов?
Зазор между торцами рельсов в изолирующем стыке должен быть от 5 до 10 мм по всей высоте, на торцах рельсов в стыке не должно быть наката, заусенцев.
Зачем зазор между рельсами?
Зазор между рельсами — необходимый конструктивный элемент, обусловленный природой материала рельсов — стали.
Как известно, металлы обладают свойством теплового расширения. При повышении температуры рельсы линейно удлиняются, а при понижении — сокращаются.
В связи с этим, для обеспечения безопасной и бесперебойной работы железнодорожного пути зазоры между рельсами выполняются намеренно. Их размер рассчитывается с учетом критических температурных колебаний для конкретной климатической зоны.
- Минимальный зазор необходим для компенсации теплового расширения рельсов в летний период.
- Максимальный зазор предусмотрен для предотвращения изломов рельсов в морозную погоду при их температурном сжатии.
Величина зазора также учитывает конструктивные особенности железнодорожного пути, тип рельсов и подвижного состава, который по нему эксплуатируется.
Слишком малый зазор может привести к деформации и выбросу рельсов под действием расширения, а слишком большой — к образованию зазоров между колесами вагонов и рельсами, что снижает тяговые усилия и безопасность движения поездов.
Таким образом, зазор между рельсами является важным элементом обеспечения устойчивости и работоспособности железнодорожного пути при различных температурных воздействиях.
Какая должна быть нормальная Подуклонка рельсов?
Согласно рекомендуемым нормам, Подуклонка рельсов должна соответствовать соотношению 1:20.
На кривых участках это соотношение может увеличиваться до 1:12. Для прямых участков допустимы отклонения в пределах 1:15 — 1:40.
Дополнительная информация:
- Подуклонка — это расстояние от верхней поверхности подкладки до верхней грани головки рельса.
- Правильная Подуклонка обеспечивает оптимальное распределение давления на шпалы и балластный слой.
- Отклонения от рекомендуемых значений Подуклонки могут привести к ускоренному износу рельсов и снижению устойчивости пути.
- При эксплуатации пути необходимо регулярно проводить измерения и корректировку Подуклонки для поддержания безопасных условий движения.
Какие бывают рельсовые стыки?
Рельсовые стыки представляют собой соединительные элементы, обеспечивающие целостность рельсового пути.
Выделяют два основных вида рельсовых стыков:
- На весу, используемый для подвижных и жестких составов, характеризуется стыковым пролетом 420 мм для рельсов Р65 и Р75, 440 мм — для Р50, 500 мм — для Р38 и Р43. В этом случае рельсы соединяются между собой болтами, и стык располагается напротив шпальной подушки, что позволяет рельсам изгибаться под нагрузкой. Для предотвращения сдвига рельсов друг относительно друга используются противоугоны.
- На сдвоенных шпалах, применяемый на участках пути с низкими скоростями движения. Рельсы соединяются накладками, а в качестве основы используются двойные шпалы, обеспечивающие дополнительную жесткость стыку.
- Дополнительно: * Качество рельсового стыка влияет на плавность хода и комфорт пассажиров. * Для обеспечения надежного сцепления между рельсовыми концами используется термическая обработка — закалка. * Существуют также бесстыковые рельсовые пути, в которых рельсы соединяются с помощью сварки, что позволяет устранить стыковые пролеты и увеличить скорость движения поездов. * При ремонте рельсовых стыков часто используются безболтовые скрепления типа КБ, которые обеспечивают повышенную прочность и долговечность соединения.
Что кладут под рельсы?
Сердце железнодорожного пути:
Балласт колеи — камни, обеспечивают прочную основу для рельсов, скрепляя шпалы и поддерживая их вертикальное положение.
Роль подрельсового ложа:
- Стабилизирует железнодорожные шпалы
- Улучшает дренаж и снижает вибрацию, обеспечивая плавную поездку
Какое расстояние между шпалами?
Через какое расстояние укладываются шпалы? При всех эпюрах расстояния между осями стыковых шпал стандартные: 42 см при рельсах Р65, Р75 и 44 см при рельсах Р50.
Какой должна быть величина Подуклонки рельсов относительно шпал?
Подуклонка рельсов относительно шпал должна составлять 1/20, то есть наклон внутрь колеи на один вертикальный сантиметр на двадцать горизонтальных.
Эта величина является критической для:
- Безопасности движения поездов, предотвращая опрокидывание вагонов на кривых и искривление пути.
- Снижения износа рельсовых головок и гребней колёс.
- Уменьшения динамической нагрузки на путь и подвижной состав, что продлевает срок службы инфраструктуры.
Важность правильной подуклонки заключается в том, что она обеспечивает стабильную работу пути и безопасность движения поездов. Регулярная проверка и корректировка подуклонки является обязательной частью технического обслуживания пути.
Как называется подкладка под рельсы?
Железнодорожный костыль — специализированный метиз, выполняющий роль крепления между рельсами и деревянными шпалами на железнодорожном полотне.