силы сжатия появляются при повышении температуры рельсовых плетей до значений, превышающих температуру закрепления. Эти силы создают опасность выброса пути.
Что считается выбросом бесстыкового пути?
Выброс бесстыкового пути — это резкое нарушение его продольной устойчивости. Проявляется в виде одно- или многоволнового горизонтального или вертикального искривления путевой решетки под действием сжимающих продольных сил.
- Сжимающие силы возникают при перегреве рельсовой плети под действием солнечных лучей.
- Дополнительные факторы, способствующие выбросам: рельсы с дефектами (расслоениями, трещинами), слабые основания и недостаточные усилия скрепления.
- Последствия выброса: повреждение путевой инфраструктуры, нарушение движения поездов и опасность для пассажиров.
- Профилактика выбросов: контроль за температурным режимом рельсовой плети, использование антиподъемных рельсовых скреплений и проведение своевременного ремонта.
Что необходимо предпринять если плети укладывается при температуре выше или ниже оптимальный на 5?
Оптимальная температура сварки плетей является ключевым фактором для надежности соединения.
При отклонении температуры более чем на 5°С необходимо предотвратить термические напряжения путем:
- Предварительного нагрева плетей до оптимальной температуры перед сваркой.
Какой тип рельсов применяется для бесстыкового пути?
В бесстыковом пути используются:
- Железобетонные шпалы брускового типа
- Конструкция крепления закладных болтов, предотвращающая их проворачивание
Зачем между рельсами делают промежутки?
Тепловое расширение и сжатие рельсов обуславливают необходимость зазоров между ними.
Рельсы изготавливаются из стали, коэффициент теплового расширения которой значителен.
При повышении температуры рельсы удлиняются, а при понижении — укорачиваются. Это изменение длины может привести к изгибам и деформациям пути, если рельсы не будут иметь возможности свободно расширяться или сжиматься.
Зазоры между рельсами обеспечивают компенсацию этих изменений длины. Они позволяют рельсам расширяться и сжиматься без препятствий, предотвращая накопление температурных напряжений и связанные с ними повреждения.
- В теплом климате зазоры обычно больше, чтобы учесть значительные колебания температуры.
- В холодных регионах зазоры меньше, но все же достаточны для компенсации температурных изменений, которые могут быть значительными даже зимой.
Кроме того, зазоры между рельсами выполняют и другие важные функции:
- Позволяют производить осмотры и обслуживание рельсового пути без необходимости полного демонтажа.
- Снижают ударные нагрузки, возникающие при прохождении поездов по стыкам между рельсами.
Почему происходит выброс пути?
Выброс пути — результат самопроизвольной разрядки температурного напряжения в рельсах.
- Последствия: остаточные деформации, расщепление шпал.
- Причины: температурные перепады, вызывающие расширение и сжатие рельсов.
- Меры профилактики: использование термокомпенсирующих устройств, непрерывный контроль температуры рельсов.
Что достигается устройством бесстыкового пути?
Конструкция бесстыкового пути Бесстыковой путь — это конструкция железнодорожного пути, в которой рельсовые плети соединены между собой, что обеспечивает плавность движения поездов и снижение шума при их прохождении.
Как производится выгрузка рельсовых плетей на перегоне?
Выгрузка рельсовых плетей методом вытягивания
Выгрузка рельсовых плетей с рельсовозного состава на перегоне производится методом вытягивания состава из-под плетей. Для этого используют тросы, которыми концы плетей крепят к уложенному пути.
Порядок выгрузки:
- Рельсовозный состав устанавливают на участке перегона с ровным продольным профилем.
- Концы рельсовых плетей соединяют сплошным болтовым соединением (без зазоров) и закрепляют боковыми зажимами, исключающими их смещение.
- Плети закрепляют к земляным бермам или за рельсы уложенного пути тросами диаметром не менее 18 мм. Расстояние между точками закрепления плетей к уложенному пути должно быть не более 200 м.
- Во избежание срыва крепления рельсовые плети с помощью натяжных механизмов смещают в сторону уложенного пути на 100-150 мм.
- После закрепления плетей состав медленно вытягивают из-под них.
Требования безопасности:
- Выгрузку рельсовых плетей должны выполнять бригады из числа работников пути, прошедших специальное обучение.
- В процессе выгрузки запрещается нахождение людей между осями закладываемых плетей.
- До начала выгрузки должна быть проверена исправность и надежность крепления рельсовых плетей к уложенному пути.
Какая длина рельсов допускается в пределах уравнительного пролета?
Уравнительные рельсы, уложенные в уравнительный пролет при временном закреплении плетей, должны быть заменены рельсами длиной 12,5 м при закреплении плетей на постоянный режим эксплуатации.
Длина рельсов, допускаемая в пределах уравнительного пролета, устанавливается нормами и правилами строительства и ремонта железнодорожных путей, а также нормами проектирования и строительства железных дорог.
- Цель замены: обеспечения стабильности пути и равномерного распределения температурных напряжений в рельсовых плетях.
- Особенности уравнительных рельсов: меньшая длина и специальная конструкция стыковых соединений, позволяющие компенсировать температурные деформации и колебания температуры окружающей среды.
- Постоянный режим эксплуатации: рельсовые плети закрепляются на постоянный режим работы после окончания всех монтажных работ и формирования необходимой устойчивости пути.
Что такое неправильный путь на железной дороге?
Неправильный железнодорожный путь – это путь, который движется в обратном направлении по отношению к специализированному направлению. Иначе говоря, движение по неправильному пути происходит навстречу основному направлению движения.
Что является основной особенностью работы бесстыкового пути на мостах?
Профессиональный ответ:
Главной отличительной особенностью эксплуатации бесстыкового пути на мостовых конструкциях является его подвижность относительно подрельсового основания. Такая подвижность возникает вследствие изменения длин пролетных строений:
- При перепадах температур: удлинение/укорачивание рельсов и пролетных строений
- Под воздействием нагрузок подвижного состава: прогибы и перемещения опорных элементов
Для обеспечения необходимого запаса подвижности на мостах предусматриваются специальные устройства: температурные компенсаторы, амортизаторы и скользящие опоры. Они позволяют пути свободно перемещаться, не создавая чрезмерных напряжений в рельсах.
Какие факторы влияют на устойчивость бесстыкового пути?
Устойчивость бесстыкового пути в первую очередь зависит от сопротивления сдвигу рельсошпальной решетки в балласте.
- Поперек оси пути препятствует перемещению рельсов относительно шпал.
- Вдоль оси пути предотвращает продольные перемещения рельсов и сдвиги их вбок.
Кроме того, на устойчивость влияет изгибная жесткость рельсошпальной решетки, в частности, сопротивление повороту рельсов в узлах скреплений. Это ограничивает боковые отклонения рельсов и обеспечивает их стабильное положение.
Как после выгрузки рельсовых плетей концы плетения необходимо закрепить?
После выгрузки рельсовых плетей производится закрепление их концов следующим образом:
- Освобождаются вторые концы рельсовой плети от болтов
- Локомотив, стоящий в голове состава, выдвигает его из-под рельсовых плетей
- На концах рельсовой плети устанавливаются предохранительные башмаки из деревянных вкладышей
- Рельсовая плеть закрепляется по габариту костылями
Данное закрепление служит для предотвращения возможного сползания рельсовой плети и обеспечения безопасности при дальнейших работах.
Что такое уравнительные рельсы?
Уравнительные рельсы представляют собой подвижной рельсовый стык особенной конфигурации, допускающий значительные смещения одного конца рельса относительно другого.
- Монтируются на концах протяженных бесстыковых участков железнодорожного пути.
- Обеспечивают механизм компенсации температурных расширений и сжатий рельсов, предотвращая возникновение напряжений.
- Изготавливаются из высокопрочных материалов, таких как сталь или сплавы.
- Дополнительно выполняют функцию электрического контакта, обеспечивая непрерывность рельсовой цепи.
Сколько пар уравнительных рельсов укладывается в уравнительном пролёте при устройстве в нём сборных изолирующих стыков?
В уравнительных пролетах с изолирующими стыками укладываются 3-4 пары уравнительных рельсов:
- 4 пары — изостыки по центру пролета
- 3 пары — изостыки по центру второй пары рельсов
Сопротивление разрыву при этом должно быть не менее 1500 кН.

