Радиообмен между экипажами воздушных судов (ВС) и органами обслуживания воздушного движения (ОВД, диспетчерскими пунктами) ведется методом симплексной УКВ связи.
- Рабочий диапазон частот, выделенный для гражданской авиации: 118,0 — 136,975 МГц с шагом 25 кГц.
Особенности симплексной УКВ связи:
- Односторонняя передача и прием сообщений — связь осуществляется поочередно, при одновременном нажатии кнопки передачи на обоих устройствах возможны взаимные помехи.
- Ограниченный радиус действия — зависит от высоты антенны, рельефа местности и других факторов, обычно составляет до 100 км.
- Используется для оперативной связи, передачи кратких сообщений, координации действий и передачи диспетчерских указаний.
Для обеспечения безопасности полетов и эффективного управления воздушным движением общение между пилотами и ОВД регламентируется международными стандартами и процедурами:
- Используется специфическая авиационная фразеология, основанная на английском языке, что обеспечивает единое понимание и исключает двусмысленности.
- Установлены стандартные радиообменные процедуры, включающие порядок установления и прекращения связи, порядок передачи информации и подтверждения ее получения.
- Ведется журнал радиопереговоров, в котором фиксируется время, содержание сообщений и участники радиообмена.
На каком языке говорят пилоты с диспетчерами?
Авиационный английский является официальным и единым языком для общения пилотов и диспетчеров во всем мире. Это язык с установленными форматами и фразеологией, обеспечивающий безопасную и эффективную коммуникацию.
Причина использования авиационного английского заключается в глобальном характере авиации. Пилоты и диспетчеры должны быть в состоянии понимать друг друга независимо от их родного языка. Авиационный английский также:
- Стандартизован: Избегает двусмысленности и путаницы, что жизненно важно для безопасных операций.
- Краток: Помогает пилотам и диспетчерам эффективно передавать информацию в ограниченное по времени пространство.
- Не требует перевода: Позволяет пилотам из разных стран общаться напрямую, не полагаясь на переводчиков.
Интересный факт: Авиационный английский изначально был основан на английском языке, но сегодня он имеет уникальный словарный запас и терминологию, позаимствованную из других языков, например, «mayday» (французский) и «roger» (латинский).